Понедельник, 18.06.2018, 07:41
.

 Логопед

Каталог
Вход

Логопед.

    Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено значимостью речи для развития мышления и всей психической деятельности ребенка. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на всё психическое развитие ребенка, отражаются на его поведении, деятельности. Они ограничивают ребенка в общение с окружающими, что способствует развитию отрицательных качеств характера (застенчивость, замкнутость, негативизм).

    Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие. 

В нашем центре  основными задачами логопедической помощи являются:

*  коррекционная работа с нарушениями устной и/или письменной речи детей дошкольного и школьного возраста (до 14 лет);

*  своевременное предупреждение и преодоление речевых нарушений;

*  подготовка детей к школе;

*  консультативная помощь родителям.

  Работа проходит в три этапа:

   На первом этапе специалист проводит полную диагностику ребенка.

  К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.

   Современные классификации речевых нарушений ориентированы, в первую очередь, на дифференциации первичных нарушений. Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в различных аспектах:

     в аспекте локализации поражения и психофизической организации речевой деятельности (сенсомоторный уровень; уровень значений и смысла). На  этой основе выделяется степень выраженности ряда речевых дефектов. Такой подход близок к нейропсихологическому направлению в изучении речевых нарушений и применяется наиболее широко в комплексных обследованиях для составления индивидуальной коррекционной программе для ребенка;

      в аспекте этиопатогенеза. Выделяются органические и функциональные  причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений.

Затем определяется вид речевого нарушения, по следующей классификации.

·        афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса;

·        брадилалия – патологически замедленный темп речи;

·        тахилалия – патологически убыстренный темп речи;

·        заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

·        дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

·        ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;

·        дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;

·        алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;

·        афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга;

·        дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение процессов чтения;

·        дисграфия (аграфия) – частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма

·        работа с детьми ОНР (общего недоразвития речи) всех уровней;

·        работа со школьниками у которых трудности в усвоении программы по русскому языку.

Второй этап работы. Составление индивидуальной программы ребенка.

В коррекционной работе учитываются следующие принципы:

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей; он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, развитие которой связано с познанием окружающего мира;

- формирование речи осуществляется в определенной последовательности – от конкретных знаний к более абстрактным – путем решения речемыслительных задач;

- принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи. Учитываются психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций – от речевого навыка к речевому умению и речевым высказываниям, подчиненным задачам общения;

- принцип формирования элементарного осознания языковых явлений. В основе усвоения речи ребенком лежит неосознанное обобщение явлений языка;

- принцип обеспечения активной речевой практики. Он заключается в употреблении и восприятии детьми различных форм речи в менящихся условиях общения.

          В логопедической работе наиболее эффективным является коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий использование следующих методов:

       -  взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности;

       - ситуативно-тематическая организация языкового материала;

       - концентричность в подаче и закреплении речевого материала;

       - опора на высказывание и текст как основные единицы языковой системы;

       - подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.

На третьем этапе у детей формируется самоконтроль в речи.

   В своей работе учитель-логопед использует следующие программы:

  * Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР» Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Г.А.Каше; 

   * Подготовка к школе детей с ОНР» Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева;

  * Если дошкольник плохо говорит» Т.А.Ткаченко;

  * Коррекция ОНР у дошкольников» Р.И. Ламаева;

   *  Работа с заикающимися детьми» Л.И. Белякова;

   *  методика Зайцева;

   *  Монтессори, Л.Г.Петерсон и др.

  Занятие проводится индивидуально – 30мин  (15мин – показывается артикуляционная гимнастика, обсуждаются успехи ребенка). Занятие построено с учетом возрастных особенностей, постоянно меняется вид деятельности, используется разнообразный наглядный материал, очень часто присутствует игровая ситуация, приглашаем  родителей  присутствовать на занятие. Работаем с детьми – с 2-х до 14 лет, взрослыми любого возраста (учитывается нарушение речи). Количество занятий зависит от возможностей заказчика, от вида речевого нарушения.

 Результат работы:

!!!  дети покидают центр с хорошей речью;

!!!  по итогам диагностике и поступления в первый класс – 100%;

!!!  дети нашего центра учатся во всех учреждениях города с хорошей успеваемостью;

!!!  коррекционная работа ведется во всех разделах речевого развития.