Вторник, 19.03.2024, 10:05
.

 С 2-х до 3-х лет

Каталог
Вход
Программа развивающих занятий «Играем вместе» для детей от 2-х до 3 лет.




В последнее время актуальной становится проблема раннего развития детей. Все чаще родители хотят ребенка научить читать, писать, считать с пеленок, при этом забывают, что важнее воспитать гармонично развитую, самостоятельную личность. Что мы понимаем под «ранним развитием»?

«Раннее развитие» - интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте. (Е. Данилова)



Для этого необходимо создать ряд условий:

 - специально созданная среда,наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми органами чувств;
 - разнообразные игрушки (часто из простых подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений;
 - неограниченная физическая активность, дающая ребенку возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, чувствовать себя безопаснее.
Гармоничное раннее развитие детей предполагает социализацию ребенка, то есть обучение умению общаться с другими людьми. Таким образом, основная идея развивающих занятий по данной программе - обеспечить важнейшие условия для своевременного и раннего развития ребенка.

Цель занятий:
Разностороннее психическое и личностное развитие ребенка. Развивающая работа с детьми направлена на общее, разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей, отношений, в ходе которого происходит постепенное развитие, совершенствование всех психических процессов и личности.

Цель конкретизируется в частных задачах:

- развитие, совершенствование познавательных процессов ребенка (восприятие, память, мышление, внимание);
- развитие мелкой моторики, двигательной активности, координации движений;
- развитие речи: расширение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи, воспитание звуковой стороны речи;
- ранняя, «мягкая» социализация, развитие навыков общения с детьми и взрослыми;
- развитие творческого потенциала ребенка, знакомство с приемами работы с различными материалами;
- развитие у детей способности к произвольному регулированию своей деятельности и поведения в целом.

Программа построена с учетом основных принципов:

Первым принципом является игровое обучение детей. Почти весь процесс обучения ребенка выстраивается в игре. Занятия по данной программе - это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание. Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжет органично вплетается система вопросов, задач, упражнений.

Вторым принципом является построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

Еще одним принципом является раннее творческое развитие детей дошкольного
возраста. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие
творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту
естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы
игровой активности.

Четвертый принцип: Все игры и занятия вводятся по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если 1 малыш с чем-то не справляется, задание упрощается до максимума. Сначала все задания выполняются вместе педагогом, а потом самостоятельно. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития».
В современной педагогике и психологии существует множество разнообразных методик, технологий, которые обеспечивают развитие ребенка. У каждой из них имеются как плюсы, так и минусы.

Поэтому в программе используются методы сразу нескольких авторов:

1. Монтессори (сенсорное развитие),

2. Никитина (развитие интеллекта, пространственных отношений),

3. Домана (расширение словарного запаса),

4. Зайцева (обучение чтению),

5. В. Даниловой (создание развивающих игр своими руками),

6. Дьенеша (логические блоки) и др.

Организация занятий:
В группе раннего развития детей занимаются малыши вместе с мамами. Мы просим родителей участвовать в занятиях, потому что считаем, что ребенок в возрасте до трех лет неотделим от взрослого. Присутствие близкого человека на занятиях в группе раннего развития детей обеспечивает состояние комфорта и безопасности, необходимое малышу для успешного обучения.
Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия 45 минут.

Структура занятий:

Каждое занятие в группе раннего развития детей состоит из пяти частей:
  * приветствие;
  * введение в игровую ситуацию, беседа, сказка;
  * дидактические, моторные игры (количество зависит от возраста);
  * творчество (лепка, рисование, аппликация)
  * подведение итогов, прощание.

В программу "Играем вместе" входит ряд методов работы:

 - Логопедическая гимнастика, включающая простые логопедические упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе (проводится в профилактических целях для предотвращения неправильной постановки звуков речи).

 - Пальчиковые игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, развитие речи и наглядно - действенного мышления.
Развивающие игры М.Монтессори, Б.Никитина и мн.др., направленные на развитие и совершенствование психических функций и сенсорного развития ребенка, формирование представлений об окружающем мире, формирование понятий о форме, цвете, величине.

 - Подвижные коллективные игры, направленные на развитие координации движений, чувства ритма, умения соотносить собственные действия с инструкцией взрослого. Коллективные игры способствуют развитию ранней социализации детей
через эмоциональное и физическое общение со сверстниками и взрослыми.

  - Творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация), которая способствует развитию творческих способностей, мелкой моторики, а также формирует у детей представление о свойствах материала (карандаши, краски, пластилин, тесто,бумага, клей) и знакомит с элементарными приемами их использования. 

Результаты занятий, как правило, становятся заметны родителям через полтора - два месяца. Постоянный состав группы обеспечивает наибольшую эффективность занятий в группе раннего развития детей.

В результате развивающей программы «Играем вместе» для детей от  2-х до З-х лет:
  - познакомятся с понятиями величины (большой, маленький), цвета и формы предметов (круг, квадрат, треугольник, овал); 
  - научатся приемам работы с различными предметами: разбирать и собирать двух-трех составные матрешки, пирамидки, складывать разрезные картинки, играть со вкладышами, с мозаикой, с лото, сооружать простые постройки из кубиков и др.;
  - познакомятся с названиями домашних и диких животных и их детенышей, научатся узнавать их но звукоподражанию;
научатся выполнять простые артикуляционные упражнения;
  - научатся играть в подвижные коллективные игры под музыку, соотносить слова и движения, познакомятся с музыкальными игрушками и научатся ими пользоваться;
  - познакомятся с пальчиковыми играми, во время которых дети узнают новые стишки и потешки, познакомятся с названиями пальцев;
  - во время творческой деятельности дети познакомятся с различным материалом (карандаши, краски, пластилин, бумага, тесто) приемами их использования, а так же познакомятся с нетрадиционными художественными техниками.