Воскресенье, 19.08.2018, 17:43
.

 с 4-х до 5-ти лет

Каталог
Вход
Программа "Учимся думать, играя" для детей от 4-х до 5 лет.

  Для данного возрастного отрезка характерно значительное увеличение активности и самостоятельности познавательной деятельности детей.

  Важнейшими новообразованиями являются два: завершение процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы воспринимаемой действительности (теперь ребенок может мыслить о предметах и явлениях, которые он не видел, не слышал, но представляет их по рассказам). 

  Взрослый теперь становится интересен в первую очередь как источник увлекательной информации.

  Это период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. Психологические эксперименты показали, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка 4-5 лет является "одушевление". В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.

  Еще одна из самых важных линий развития ребенка 4-5 лет - формирование произвольности поведения, способности самому контролировать свои действия. Здесь особое значение остается у ролевых игр, а также игр с правилами ( настольные, подвижные).

  После четырех с половиной лет многие дети начинают проявлять активны интерес к буквам и цифрам. Однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степень, заинтересованности малыша в таких занятиях. 

С учетом данных особенностей развития детей 4-5 лет, выстраивается программа "Учимся думать, играя".

      Цель занятий - обеспечение полноценного развития мыслительной и коммуникативной деятельности ребенка через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.


      При реализации данной программы мы ставим следующие задачи:

1. развитие познавательной сферы: зрительного, слухового внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, памяти на зрительную, слуховую, тактильную информацию;

2. обогащение сюжетов и содержания игр, развитие интереса к театрально-игровой деятельности (разыгрывание сказок, стихотворений и т.д.):

3. развитие у детей навыков активной разговорной речи, обогащение их словарного запаса и формирование культуры речи, обращать внимание детей на чистое произношение звуков и слов, правильной постановки ударения:

4. развитие фонематического слуха (умение различать и анализировать звуки родного языка) и на основе этого обучать основам чтения и грамоты;

5. развитие крупной и мелкой моторики, подготовка руки к письму;

6. развитие элементарных математических представлений и логики (счет до 5, сравнение предметов по нескольким признакам, овладение классификацией предметов, их сравнением и обобщением):

7. развитие воображения, творческого потенциала ребенка, знакомство с приемами  работы с различными материалами;

8. расширение представлений о временах года, о частях суток, ихпоследовательности:

9. "мягкая" социализация, развитие навыков общения с детьми и взрослыми,

эмоциональное развитие (распознавание эмоций, управление своим состоянием и др.):

10.обучение определению и называнию месторасположения предметов относительно друг друга, используя предлоги (над, под, за и др.)

      В программе учитываются следующие принципы:

Первым принципом является игровое обучение детей. Почти весь процесс обучения ребенка выстраивается в игре. Занятия по данной программе - это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание. Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжет органично вплетается система вопросов, задач, упражнений.

Второй принцип - личностно-ориентированный стиль общения с ребенком. Педагог - психолог в процессе игры, при выборе сложности заданий учитывает индивидуальные особенности каждого, уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития. На занятиях мы имеем возможность в игровой форме выявить индивидуальные способности, интересы каждого ребенка к конструированию, рисованию, лепке, аппликации, художественной литературе, музыке, природе и организовать занятия, учитывая интересы детей данной группы.

Третий принцип: В процессе обучения и развития усваиваемый материал должен быть представлен последовательно. Изложение новых и закрепление старых знаний, умений и навыков проходит в определенном порядке с учетом индивидуального темпа мышления каждого ребенка. На занятиях ребенок и взрослый устанавливают взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходят от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаются к ранее исследуемым проблемам с новых позиций. Но мере накопления знаний и овладения навыками и технологиями работы содержание занятий расширяется и углубляется.

Четвертый принцип - позитивность (эмоциональный комфорт и доверие).Дети 4-5 лет по-прежнему нуждаются в любви, доброжелательном внимании взрослого и общении с ним. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия. Поэтому педагог - психолог разными способами поддерживает заинтересованность участников занятия, стремится вызвать у них положительные эмоции.

Пятый, один из главных дидактических принципов, на основе которого строится методика занятий, является практическая направленность и активность. Данная система развития строится на основе практических видов деятельности, доступных ребенку. Психологами доказано, что усваивается ребенком только то знание, которое активно добывается в процессе интересной для него активной умственной и двигательной деятельности и которое можно применять в обычной жизни. Для закрепления мысли необходимо движение. Неподвижный ребенок не обучается!

      Используемые методики и материалы:

   * развивающие игрушки, предназначенные для данного возраста;
   * наглядный материал для развития внимания, памяти, мышления (таблицы, индивидуальные карточки);
   * методики Монтессори (сенсорное развитие);
   * методики Е. Даниловой (создание развивающих игр своими руками):
   * методики Н.С. Жуковой, Л.Н. Ефимснковой (развитие речи, обучение грамоте) и М.К) Картушиной (логоритмика);
   * методики Филичевой Т.Н., Чиркиной I '.В. но подготовке руки к письму
   * логические блоки Дьснеша и методика Е.Н. Пановой, Никитина (развитие интеллекта, пространственных отношений);
   * "Математические ступеньки" Е.В. Колесникова;

   * методики М.Г. Борисенко, Н. А. Лукиной (комплексные занятия по сказкам).

     
       Организация занятий:
В группе занимаются 3-5 детей. Учитывая психологические особенности детей 4-5 лет, педагог проводит на занятиях:
1. физкультурные и танцевальные минутки,

2. использует игровой материал,

3. включает игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой.

Как правило, родители уже не присутствуют на занятиях. Однако мы всегда рады родителям в период адаптации ребенка к педагогу и к группе (как правило, 2-3 занятия), а также при некоторых индивидуальных особенностях (например, страх потерять маму и др.). По окончании занятия логопед-психолог совместно с детьми рассказывает и показывает, чему научились на занятии, что делали, дает рекомендации, но закреплению материала дома. Родители по-прежнему имеют возможность узнать необходимую информацию о способностях и интересах своих детей.

Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия - 45минут.

      Структура занятий:

Каждое занятие в группе раннего развития детей состоит из пяти частей:

- приветствие;

- введение в игровую ситуацию, беседа, сказка:

- дидактические, моторные игры (количество зависит от возраста);

- Творчество (лепка, рисование, аппликация)

- Подведение итогов. Прощание.

      Комплексное занятие включает в себя разные виды деятельности:

 - Развивающие игры на внимание, память, мышление, тактильные, слуховые и зрительные ощущения, на формирование представлений об окружающем мире, на формирование понятий о форме, цвете, величине.
- Логопедическая гимнастика, включающая простые логопедические упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе. Дыхательные упражнения для выработки правильного речевого дыхания. Проводится в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи).
- Рисование, ленка, аппликация, которые способствуют развитию творческих способностей, мелкой моторики, а также формирует у детей представление о свойствах материала (карандаши, краски, пластилин, тесто, бумага, клей) и знакомите элементарными приемами их использования.
- Пальчиковая гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики рук, развитие речи и наглядно - действенного мышления. Игры на координацию движения со словом, на развитие силы голоса.
- Дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха, на освоение элементарной грамоты и чтение простых слов, на развитие математических представлений;
- Пение песенок и музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, знакомство с простыми музыкальными инструментами, игра на них.
- Физкультурные упражнения и подвижные игры, направленные на развитие координации движений, чувства ритма, умения соотносить собственные действия с инструкцией взрослого. Коллективные игры способствуют развитию ранней социализации детей через эмоциональное и физическое общение со сверстниками и взрослыми.
- Слушание и рассказывание сказок, рассказов, стихотворений, потешек, что учит внимательно слушать взрослого, понимать смысл произведения, активизирует речь ребенка.
- Психогимнастика используется в работе с детьми с целью психофизической разрядки, для обучения распознавать эмоции, которые проявляют окружающие люди, и управлять своим собственным настроением. Дети приобретают первые навыки эмоциональной саморегуляции;
- Сказкотерапия: через сказочные сюжеты дети узнают "что такое хорошо и что такое плохо" и формируют свою собственную позитивную систему ценностей. Занятия активизируют творческие возможности и развивают грамотную речь.

      В результате развивающих занятии дети 4 - 5 лет:

- научатся считать в пределах 20, отвечать на вопрос "Сколько всего?", узнавать и называть цвета и их оттенки, формы предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), сравнивать предметы по размеру, по количеству приемами наложения и приложения, раскладывать их в возрастающем порядке;

- научатся приемам работы с различными предметами: складывать разрезные картинки, кубики, пазлы, играть с вкладышами, с мозаикой, сооружать постройки из строительных деталей с учетом их размера и формы и др., играть в настольные игры с правилами, исполнять роль ведущего;

- научатся различать правую и левую руку и ориентироваться справа, слева, впереди, позади, вверху, внизу, показывать и называть месторасположение предметов относительно друг друга ("мишка над ведерком, ручка под кубиком" и т.д.);

- сформируют представления о домашних животных и их детенышах (их пользе, труде людей по уходу за ними, кто, где живет), о жизни диких животных в природе, о деревьях, кустарниках, цветах, о насекомых с названиями окружающих нас предметов, транспорта, профессий, научатся выполнять простые классификации и обобщения с понятиями;

- научатся внятно и выразительно произносить слова, отвечать на вопросы взрослых, составлять рассказ из 5-7 предложений, пересказывать сказки и рассказы: выучат буквы (правильно произносимые всеми детьми) и научатся читать и составлять простые односложные слова;

- научатся играть в подвижные коллективные игры под музыку, соотносить слова и движения, познакомятся с музыкальными игрушками и научатся ими пользоваться;

- познакомятся с пальчиковыми играми, научатся правильно держать ручку, карандаш и проводить различные линии в нужном направлении;

- запомнят времена года, части суток и их последовательность, закрепят понятия вчера, сегодня, завтра;

- во время творческой деятельности дети познакомятся с различным материалом получат знания об эмоциях и их проявлениях в мимике, жестах, интонациях;

- улучшат память, внимание, мыслительные способности.

А также в холе занятий родители получат психолого-педагогические знания и рекомендации по вопросам воспитания и развития ребенка, научатся организовывать досуг ребенка, делая его не только эмоционально насыщенным, но и развивающим, самостоятельно делать игрушки для малыша из различных материалов, лепить, рисовать, выполнять аппликации вместе с ребенком, проводить подвижные игры, упражнения, игровые массажи, показывать театрализованную сказку на столе.