Вторник, 19.03.2024, 10:23
.

 С 8 мес. до 2-х

Каталог
Вход

Программа "Вместе с мамой"

для детей от 8 мес. до 2 лет.                                    

                                                                                            

  Период интенсивного освоения разнообразных действий с предметами. Действуя с предметами, ребенок открывает для себя их физические и динамические свойства, пространственные отношения, разделения целого на части и составление целого из частей. 

  Однако сколько бы ребенок ни действовал с предметами, он самостоятельно не откроет общественно выработанных способов их употребления: ложкой едят, мешают кашу; полотенцем вытирают руки и т.п. Назначение предмета, способ его употребления открывает ребенку взрослый человек. 

  В совместной деятельности с детьми взрослые должны с пониманием относиться к их категоричным "Нет", "Я не могу", "Я хочу сам" и всячески поддерживать их устремления, потому что дети начинают проявлять свою самостоятельность. Разрешив своему ребенку проявлять инициативу и настойчивость, родители тем самым преподносят ему один из самых ценнейших даров, которые он может получить от них. 

  Взрослый для ребенка -неисчерпаемый источник положительных эмоций, интересных впечатлений, игр, в которых все более важную роль играет слово. В этот период  у ребенка появляется активная речь для общения со взрослым в предметных играх.

Наиболее успешное становление ребенку 1-2 лет обеспечивают специальные развивающие занятия в соответствии с данной программой, на которых педагог-психолог стимулирует познавательную, двигательную и речевую активность малыша, используя адекватные возрасту формы и методы обучения.  

Цель занятий - освоение детьми разнообразного мира предметов и действий с ними и мотивация у ребенка интереса к речи, желания рассказать окружающим о том, что с ним происходит.

Цель конкретизируется в частных задачах:

1. развитие общей двигательной активности, координации движений;

2. формирование мелкой моторики;

3. расширение ориентировки в окружающем, обогащение словарного запаса;

4. совершенствование познавательных процессов ребенка (восприятие, память, мышление, внимание);

5. развитие потребности в речевом общении, а также умения выразить словами свои мысли и желания, отвечать на вопросы взрослого; 6. сенсорное развитие ребенка (формирование представлений об окружающем мире через разнообразные тактильные, зрительные, слуховые ощущения);

7. ранняя, «мягкая» социализация, развитие навыков общения с детьми и взрослыми;

8. развитие творческого потенциала ребенка, знакомство с приемами работы с различными материалами;

Программа построена с учетом основных принципов:

Первым принципом является игровое обучение детей. Почти весь процесс обучения ребенка выстраивается в игре. Занятия по данной программе - это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание. Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжет органично вплетается система вопросов, задач, упражнений, заданий.

Вторым принципом является повторность игр в течение нескольких занятий для детей 1-2 лет. Опыт показывает, что при повторении занятий растет активность детей, возрастает желание участвовать в игре. Получаемые таким образом на занятиях знания и умения становятся достаточно прочными, устойчивыми настолько, чтобы дети применяли их в играх, в обычной жизни. Для того, чтобы интерес к играм не угасал, повторность осуществляется в разных вариантах.

Третий принцип: Все игры и занятия вводятся по принципу от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному. Если малыш с чем-то не справляется, задание упрощается до максимума. Сначала все задания выполняются вместе педагогом, а потом самостоятельно. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития».

Четвертый принцип - эмоциональное проведение занятий. Дети 1-2 года жизни не способны к произвольным, волевым усилиям, иначе говоря, не могут еще заставить себя делать то, что не вызывает их интереса. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия. Поэтому педагог - психолог разными способами поддерживает заинтересованность участников занятия, стремится вызвать у них положительные эмоции.

Пятый, один из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика занятий с маленькими детьми, является применение наглядности в сочетании со словом. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, широко используются на занятиях приемы наглядности: показывается предмет, дается возможность потрогать его и т.д.

Используемые методики и материалы:

- развивающие игрушки, предназначенные для данного возраста:

- методики Монтессори (сенсорное развитие);

- методики Е. Даниловой (создание развивающих игр своими руками):

- методики Н.С. Жуковой, Л.Н. Ефименковой (развитие речи)

Организация занятий:

В группе раннего развития детей занимаются 3-5 малышей вместе с мамами. Родители и дети совместно участвуют в играх, забавах и активной деятельности. Общение с любящими их взрослыми помогает детишкам обрести доверие и чувство безопасности. Когда они ощущают доброжелательность к проявлению своей энергии и к своим творческим устремлениям, их развитие происходит быстрыми темпами. Игры открывают естественный путь позитивного взаимодействия родителей и других взрослых с детьми.

Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия - 45 минут.  

Структура занятий:

Каждое занятие в группе раннего развития детей состоит из 5 частей:

1. приветствие;

2. введение в игровую ситуацию, беседа, сказка;

3. дидактические, моторные игры (количество зависит от возраста);

4. творчество (лепка, рисование, аппликация)

5. подведение итогов. Прощание.

Комплексное занятие включает в себя разные виды деятельности:

• пальчиковая гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики рук, развитие речи и наглядно-действенного мышления.

• развивающие игры на внимание, память, мышление, тактильные, слуховые и зрительные ощущения, на формирование представлений об окружающем мире, на формирование понятий о форме, цвете, величине.

• рисование, лепка, аппликация, которые способствуют развитию творческих способностей, мелкой моторики, а также формирует у детей представление о свойствах материала (карандаши, краски, пластилин, тесто, бумага, клей) и знакомит с элементарными приемами их использования.

• игровой массаж, который обеспечивает сенсорное развитие самых маленьких. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Малыши также оценивают холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.

• пение песенок и музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, знакомство с простейшими музыкальными инструментами, игра на них.

• физкультурные упражнения и подвижные игры, направленные на развитие координации движений, чувства ритма, умения соотносить собственные действия с инструкцией взрослого. Коллективные игры способствуют развитию ранней социализации детей через эмоциональное и физическое общение со сверстниками и взрослыми. 

• слушание и рассказывание сказок, потешек, что учит внимательное слушать взрослого, активизирует речь ребенка.

• логопедическая гимнастика, включающая простые логопедические упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе. Проводится в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи).

В результате развивающих занятий дети 1-2 лет:

• познакомятся с понятиями величины (большой, маленький), цвета и формы предметов (круг, квадрат, треугольник);  

• научатся приемам работы с различными предметами: разбирать и собирать двух-трех составные матрешки, пирамидки, складывать разрезные картинки, играть со вкладышами, с мозаикой, сооружать простые постройки из кубиков и др.;

• познакомятся с названиями домашних и диких животных и их детенышей, научатся узнавать их по звукоподражанию, с названиями окружающих нас предметов;

• научатся говорить слова и простые предложения, отвечать на вопросы взрослых;  

• научатся играть в подвижные коллективные игры под музыку, соотносить слова и движения, познакомятся с музыкальными игрушками и научатся ими пользоваться;

• познакомятся с пальчиковыми играми, во время которых дети узнают новые стишки и потешки;

• во время творческой деятельности дети познакомятся с различным материалом (карандаши, краски, пластилин, бумага, тесто) и приемами их использования. А также, в ходе занятий родители получат психолого-педагогические знания и рекомендации по вопросам воспитания и развития ребенка, научатся организовывать досуг малыша, делая его не только эмоционально насыщенным, но и развивающим, самостоятельно делать игрушки для малыша из различных материалов, лепить, рисовать, выполнять аппликации вместе с ребенком, проводить подвижные игры, упражнения, игровые массажи, показывать театрализованную сказку на столе.