Вторник, 19.03.2024, 12:51 |
. |
Приветствую Вас Гость | RSS | Регистрация | Вход |
Логопед |
|
Логопед. Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено значимостью речи для развития мышления и всей психической деятельности ребенка. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на всё психическое развитие ребенка, отражаются на его поведении, деятельности. Они ограничивают ребенка в общение с окружающими, что способствует развитию отрицательных качеств характера (застенчивость, замкнутость, негативизм). Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие. В нашем центре основными задачами логопедической помощи являются:
* коррекционная работа с нарушениями устной и/или письменной речи детей дошкольного и школьного возраста (до 14 лет);
* своевременное предупреждение и преодоление речевых нарушений;
* подготовка детей к школе;
* консультативная помощь родителям.
Работа проходит в три этапа:
На первом этапе специалист проводит полную диагностику ребенка.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
Современные классификации речевых нарушений ориентированы, в первую очередь, на дифференциации первичных нарушений. Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в различных аспектах: в аспекте локализации поражения и психофизической организации речевой деятельности (сенсомоторный уровень; уровень значений и смысла). На этой основе выделяется степень выраженности ряда речевых дефектов. Такой подход близок к нейропсихологическому направлению в изучении речевых нарушений и применяется наиболее широко в комплексных обследованиях для составления индивидуальной коррекционной программе для ребенка; в аспекте этиопатогенеза. Выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений.
Затем определяется вид речевого нарушения, по следующей классификации.
· афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса;
· брадилалия – патологически замедленный темп речи;
· тахилалия – патологически убыстренный темп речи;
· заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
· дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;
· ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;
· дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;
· алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;
· афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга;
· дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение процессов чтения;
· дисграфия (аграфия) – частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма
· работа с детьми ОНР (общего недоразвития речи) всех уровней;
· работа со школьниками у которых трудности в усвоении программы по русскому языку.
Второй этап работы. Составление индивидуальной программы ребенка.
В коррекционной работе учитываются следующие принципы:
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей; он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, развитие которой связано с познанием окружающего мира;
- формирование речи осуществляется в определенной последовательности – от конкретных знаний к более абстрактным – путем решения речемыслительных задач;
- принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи. Учитываются психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций – от речевого навыка к речевому умению и речевым высказываниям, подчиненным задачам общения;
- принцип формирования элементарного осознания языковых явлений. В основе усвоения речи ребенком лежит неосознанное обобщение явлений языка;
- принцип обеспечения активной речевой практики. Он заключается в употреблении и восприятии детьми различных форм речи в менящихся условиях общения.
В логопедической работе наиболее эффективным является коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий использование следующих методов:
- взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности;
- ситуативно-тематическая организация языкового материала;
- концентричность в подаче и закреплении речевого материала;
- опора на высказывание и текст как основные единицы языковой системы;
- подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.
На третьем этапе у детей формируется самоконтроль в речи.
В своей работе учитель-логопед использует следующие программы: * Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР» Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Г.А.Каше; * Подготовка к школе детей с ОНР» Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева; * Если дошкольник плохо говорит» Т.А.Ткаченко; * Коррекция ОНР у дошкольников» Р.И. Ламаева; * Работа с заикающимися детьми» Л.И. Белякова; * методика Зайцева; * Монтессори, Л.Г.Петерсон и др.
Занятие проводится индивидуально – 30мин (15мин – показывается артикуляционная гимнастика, обсуждаются успехи ребенка). Занятие построено с учетом возрастных особенностей, постоянно меняется вид деятельности, используется разнообразный наглядный материал, очень часто присутствует игровая ситуация, приглашаем родителей присутствовать на занятие. Работаем с детьми – с 2-х до 14 лет, взрослыми любого возраста (учитывается нарушение речи). Количество занятий зависит от возможностей заказчика, от вида речевого нарушения.
Результат работы:
!!! дети покидают центр с хорошей речью;
!!! по итогам диагностике и поступления в первый класс – 100%;
!!! дети нашего центра учатся во всех учреждениях города с хорошей успеваемостью;
!!! коррекционная работа ведется во всех разделах речевого развития. | |||||
Copyright MyCorp © 2024 |