Важнейшими новообразованиями являются два: завершение процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы воспринимаемой действительности (теперь ребенок может мыслить о предметах и явлениях, которые он не видел, не слышал, но представляет их по рассказам).
Взрослый теперь становится интересен в первую очередь как источник увлекательной информации.
Это период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. Психологические эксперименты показали, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка 4-5 лет является "одушевление". В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.
После четырех с половиной лет многие дети начинают проявлять активны интерес к буквам и цифрам. Однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степень, заинтересованности малыша в таких занятиях.
С учетом данных особенностей развития детей 4-5 лет, выстраивается программа "Учимся думать, играя".
Цель занятий - обеспечение полноценного развития мыслительной и коммуникативной деятельности ребенка через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.
1. развитие познавательной сферы: зрительного, слухового внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, памяти на зрительную, слуховую, тактильную информацию;
3. развитие у детей навыков активной разговорной речи, обогащение их словарного запаса и формирование культуры речи, обращать внимание детей на чистое произношение звуков и слов, правильной постановки ударения:
5. развитие крупной и мелкой моторики, подготовка руки к письму;
6. развитие элементарных математических представлений и логики (счет до 5, сравнение предметов по нескольким признакам, овладение классификацией предметов, их сравнением и обобщением):
8. расширение представлений о временах года, о частях суток, ихпоследовательности:
эмоциональное развитие (распознавание эмоций, управление своим состоянием и др.):
В программе учитываются следующие принципы:
Первым принципом является игровое обучение детей. Почти весь процесс обучения ребенка выстраивается в игре. Занятия по данной программе - это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание. Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжет органично вплетается система вопросов, задач, упражнений.
Второй принцип - личностно-ориентированный стиль общения с ребенком. Педагог - психолог в процессе игры, при выборе сложности заданий учитывает индивидуальные особенности каждого, уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития. На занятиях мы имеем возможность в игровой форме выявить индивидуальные способности, интересы каждого ребенка к конструированию, рисованию, лепке, аппликации, художественной литературе, музыке, природе и организовать занятия, учитывая интересы детей данной группы.
Третий принцип: В процессе обучения и развития усваиваемый материал должен быть представлен последовательно. Изложение новых и закрепление старых знаний, умений и навыков проходит в определенном порядке с учетом индивидуального темпа мышления каждого ребенка. На занятиях ребенок и взрослый устанавливают взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходят от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаются к ранее исследуемым проблемам с новых позиций. Но мере накопления знаний и овладения навыками и технологиями работы содержание занятий расширяется и углубляется.
Четвертый принцип - позитивность (эмоциональный комфорт и доверие).Дети 4-5 лет по-прежнему нуждаются в любви, доброжелательном внимании взрослого и общении с ним. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия. Поэтому педагог - психолог разными способами поддерживает заинтересованность участников занятия, стремится вызвать у них положительные эмоции.
Используемые методики и материалы:
* наглядный материал для развития внимания, памяти, мышления (таблицы, индивидуальные карточки);
* методики Монтессори (сенсорное развитие);
* методики Е. Даниловой (создание развивающих игр своими руками):
* методики Н.С. Жуковой, Л.Н. Ефимснковой (развитие речи, обучение грамоте) и М.К) Картушиной (логоритмика);
* методики Филичевой Т.Н., Чиркиной I '.В. но подготовке руки к письму
* логические блоки Дьснеша и методика Е.Н. Пановой, Никитина (развитие интеллекта, пространственных отношений);
* "Математические ступеньки" Е.В. Колесникова;
* методики М.Г. Борисенко, Н. А. Лукиной (комплексные занятия по сказкам).
2. использует игровой материал,
3. включает игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой.
Как правило, родители уже не присутствуют на занятиях. Однако мы всегда рады родителям в период адаптации ребенка к педагогу и к группе (как правило, 2-3 занятия), а также при некоторых индивидуальных особенностях (например, страх потерять маму и др.). По окончании занятия логопед-психолог совместно с детьми рассказывает и показывает, чему научились на занятии, что делали, дает рекомендации, но закреплению материала дома. Родители по-прежнему имеют возможность узнать необходимую информацию о способностях и интересах своих детей.
Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия - 45минут.
Структура занятий:
- приветствие;
- дидактические, моторные игры (количество зависит от возраста);
- Подведение итогов. Прощание.
Комплексное занятие включает в себя разные виды деятельности:
- Логопедическая гимнастика, включающая простые логопедические упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе. Дыхательные упражнения для выработки правильного речевого дыхания. Проводится в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи).
- Рисование, ленка, аппликация, которые способствуют развитию творческих способностей, мелкой моторики, а также формирует у детей представление о свойствах материала (карандаши, краски, пластилин, тесто, бумага, клей) и знакомите элементарными приемами их использования.
- Пальчиковая гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики рук, развитие речи и наглядно - действенного мышления. Игры на координацию движения со словом, на развитие силы голоса.
- Дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха, на освоение элементарной грамоты и чтение простых слов, на развитие математических представлений;
- Пение песенок и музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, знакомство с простыми музыкальными инструментами, игра на них.
- Физкультурные упражнения и подвижные игры, направленные на развитие координации движений, чувства ритма, умения соотносить собственные действия с инструкцией взрослого. Коллективные игры способствуют развитию ранней социализации детей через эмоциональное и физическое общение со сверстниками и взрослыми.
- Слушание и рассказывание сказок, рассказов, стихотворений, потешек, что учит внимательно слушать взрослого, понимать смысл произведения, активизирует речь ребенка.
- Психогимнастика используется в работе с детьми с целью психофизической разрядки, для обучения распознавать эмоции, которые проявляют окружающие люди, и управлять своим собственным настроением. Дети приобретают первые навыки эмоциональной саморегуляции;
- Сказкотерапия: через сказочные сюжеты дети узнают "что такое хорошо и что такое плохо" и формируют свою собственную позитивную систему ценностей. Занятия активизируют творческие возможности и развивают грамотную речь.
- научатся считать в пределах 20, отвечать на вопрос "Сколько всего?", узнавать и называть цвета и их оттенки, формы предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), сравнивать предметы по размеру, по количеству приемами наложения и приложения, раскладывать их в возрастающем порядке;
- научатся различать правую и левую руку и ориентироваться справа, слева, впереди, позади, вверху, внизу, показывать и называть месторасположение предметов относительно друг друга ("мишка над ведерком, ручка под кубиком" и т.д.);
- сформируют представления о домашних животных и их детенышах (их пользе, труде людей по уходу за ними, кто, где живет), о жизни диких животных в природе, о деревьях, кустарниках, цветах, о насекомых с названиями окружающих нас предметов, транспорта, профессий, научатся выполнять простые классификации и обобщения с понятиями;
- научатся играть в подвижные коллективные игры под музыку, соотносить слова и движения, познакомятся с музыкальными игрушками и научатся ими пользоваться;
- запомнят времена года, части суток и их последовательность, закрепят понятия вчера, сегодня, завтра;
- во время творческой деятельности дети познакомятся с различным материалом получат знания об эмоциях и их проявлениях в мимике, жестах, интонациях;
А также в холе занятий родители получат психолого-педагогические знания и рекомендации по вопросам воспитания и развития ребенка, научатся организовывать досуг ребенка, делая его не только эмоционально насыщенным, но и развивающим, самостоятельно делать игрушки для малыша из различных материалов, лепить, рисовать, выполнять аппликации вместе с ребенком, проводить подвижные игры, упражнения, игровые массажи, показывать театрализованную сказку на столе.