- с каждым годом неговорящих детей становится все больше и если пустить процесс на самотек, речь может не появится вообще или остаться неразборчивой навсегда;
- на ранних этапах развития ребенка легче скоррегировать процесс развития речи в положительную сторону.
Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произношения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.
На занятиях по логоритмики мы работаем над взаимосвязью между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Цель логоритмики:
Способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывает благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.
Задачи:
* развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
* формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;
* устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий;
* развивать речевое и слуховое внимание;
* учить переключать внимание, включая смену движений;
* продолжать учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко);
* развивать физиологическое дыхание;
* развивать артикуляционный аппарат;
* развивать силу голоса и выразительность речи, пения;
* развивать мелкую моторику, точность движений;
* развивать мимику лица;
* формировать правильную артикуляцию звука.
Во время занятия с детьми работают два специалиста: музыкальный руководитель и учитель-логопед.
Занятие длится от 30-40 мин в зависимости от возраста детей.
Логоритмические занятия имеют сюжетный характер, доступны и интересны детям. Словесный материал подбирается в соответствии с темой занятия, легко запоминается, что способствует обогащению словарного запаса. Все упражнения просты для выполнения. Упражнения направлены на согласование речи с движением. Ребенок, сопряжено со взрослым, на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками.
Работаем в группах по 4-5 ребят, с 2-3-х лет до 6-7лет. Группы формируются с учетом индивидуальных особенностей и возраста ребенка. Младший дошкольный возраст – занятие повторяется через 2-3 сюжета, дети лучше запоминают речевой материал. Если детки постарше и быстро запоминают речевой материал и координируют его с движением и музыкой, то можно частично обновлять речевой материал: включать в занятие новые игры, упражнения.
Таким образом, логоритмика способствует профилактике речевых нарушений и входит в коррекционную работу по исправлению речевых нарушений.
Результат:
логоритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь
движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободить от
эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов
дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и
преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность,
нечеткость звукопроизношения, заикание.