Вторник, 19.03.2024, 12:06
.

 с 3-х до 4-х лет

Каталог
Вход

Программа "Игра - это серьезно" для детей от 3-х до 4-х лет.

3-4 года - это период, когда решающее значение для развития ребенка оказывает игра

  Игры детей бывают разными. Это и сюжетно ролевые, и игры-драматизации, и игры с правилами - подвижные и настольные. Любая игра служит познанию мира, развивая мышление, память, внимание, двигательные навыки ребенка.

  Посредством игры воспитывается интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим, а также развиваются представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности, умение находить характеристики и свойства предмета (форму, цвет, размер, вес, материал).

  Примерно в этом же возрасте появляется обостренная потребность ребенка и расширение познавательных интересов, поэтому он начинает задавать многочисленные вопросы взрослым, становится "почемучкой". 
  Возраст от 3 до 4 лет уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.

  После 3-х лет большую роль начинает играть общение со сверстниками, которое разворачивается в процессе совместной игры. Играя вместе, дети учатся учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения. Для того чтобы общение ребенка со сверстниками и взрослыми приносило пользу и радость, ему очень важно научиться распознавать эмоции, которые проявляют окружающие его люди, и управлять своим собственным настроением.

  Таким образом, для дошкольника 3-4 лет игра - главное и самое полезное дело в жизни. Играя, ребенок познает мир, учится общаться с другими людьми, "примеряет" на себя будущие "взрослые" роли - отца или матери, учителя, воина, строителя... Этот период развития ребенка психологи так и называют: "возраст игр". Пройти эту стадию вхождения во взрослый мир нужно вовремя, а это не всегда легко. Здесь маленькому человеку могут прийти на помощь родители и профессионалы.

      Цель занятий по программе "Игра - это серьезно" - создание благоприятных условий для игровой деятельности ребенка, для общего психического, интеллектуального и личностного развития ребенка.

                  Задачи:

1. развитие интереса к различным видам игр;

2. развитие мелкой моторики, общей двигательной активности, координации движений, элементарная подготовка руки к письму;

3. развитие мышления (простейшие анализ, синтез, сравнение, исключение лишнего, причинно-следственные связи, временные представления);

4. расширение ориентировки в окружающем, обогащение словарного запаса;

5. развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);

6. формирование умения грамматически верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, развитие интереса к звукам и буквам родного языка;

7. сенсорное развитие ребенка (формирование представлений об окружающем мире через разнообразные тактильные, зрительные, слуховые ощущения);

8. "мягкая" социализация, развитие навыков общения с детьми и взрослыми, эмоциональное развитие (распознавание эмоций, управление своим состоянием и др.);
9. развитие творческого потенциала ребенка, знакомство с приемами работы с различными материалами;

10. развитие элементарных математических представлений.


        В программе учитываются следующие принципы:

Первым принципом является игровое обучение детей. Почти весь процесс, обучения ребенка выстраивается в игре. Занятия по данной программе - это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание. Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжет органично вплетается система вопросов, задач, упражнений.

Второй принцип  - личностно-ориентированный стиль общения с ребенком. Педагога - психолог в процессе игры, при выборе сложности заданий учитывает индивидуальные особенности каждого, уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития. На занятиях мы имеем возможность в игровой форме выявить индивидуальные способности, интересы каждого ребенка к конструированию, рисованию, лепке, аппликации, художественной литературе, музыке, природе и организовать занятия, учитывая интересы детей данной группы.

Третий принцип: Все игры и занятия вводятся "от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному". Если малыш с чем-то не справляется, задание упрощается до максимума. Сначала все задания выполняются вместе педагогом, а потом самостоятельно. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в "зоне ближайшего развития".

Четвертый принцип-позитивность (эмоциональный комфорт и доверие). Дети 3-4 лет по-прежнему нуждаются в любви, доброжелательном внимании взрослого и общении с ним. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия. Поэтому, логопед - психолог разными способами поддерживает заинтересованность участников занятия, стремится вызвать у них положительные эмоции.

Пятый, один из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика занятий, является практическая направленность и активность. Психологами доказано, что усваивается ребенком только то знание, которое активно добывается в процессе интересной для него активной умственной и двигательной деятельности и которое можно применять в обычной жизни. Для закрепления мысли необходимо движение. Неподвижный ребенок не обучается!

         Используемые методики и материалы:

  - развивающие игрушки, предназначенные для данного возраста;

  - методики Монтессори (сенсорное развитие);

  - методики Е. Даниловой (создание развивающих игр своими руками);

  - методики Н.С. Жуковой, Л.Н. Ефименковой (развитие речи) и М.Ю Картушиной (логоритмика);

  - логические блоки Дьенеша и методика Е.Н. Пановой. Никитина (развитие интеллекта,                             пространственных отношений);

  - "Математические ступеньки" Е.В. Колесникова;

  - методики М.Г. Борисенко, Н. А. Лукиной (комплексные занятия по сказкам). 

       Организация занятий:
В группе детей 3-4 года занимаются от 3 до 5 малышей. Как правило, родители уже не присутствуют на занятиях. Однако мы всегда рады родителям в период адаптации ребенка к педагогу и к группе (обычно 2-3 занятия), а также при некоторых индивидуальных особенностях (например, страх потерять маму и др.). По окончании занятия логопед-психолог совместно с детьми рассказывает и показывает, чему научились на занятии, что делали, дает рекомендации по закреплению материала дома. Родители имеют, возможность узнать необходимую информацию о способностях и интересах своих детей.

Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия -45 минут.

       Структура занятий:
Каждое занятие в группе раннего развития детей состоит из пяти частей:
1. приветствие;
2. введение в игровую ситуацию, беседа, сказка:
3. дидактические, моторные игры (количество зависит от возраста):
4. творчество (лепка, рисование, аппликация, конструирование)
5. подведение итогов. Прощание.

Комплексное занятие включает в себя разные методы работы:

  -  Пальчиковая гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики рук. развитие речи и наглядно - действенного мышления. Игры на координацию движения со словом, на развитие силы голоса.

  - Развивающие игры на развитие внимания, памяти, мышления, тактильных, слуховых и зрительных ощущений, на формирование представлений об окружающем мире, на формирование понятий о форме, цвете, величине.

  - Рисование, лепка, аппликация - способствуют развитию творческих способностей, мелкой моторики, а также формируют у детей представление о свойствах материала (карандаши, краски, пластилин, тесто, бумага, клей) и знакомят с элементарными приемами их использования.

  -  Игровой массаж. Дети быстро запоминают стихи и песенки, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.

  -  Пение песенок и музыкально - ритмические упражнения, слушание музыки, знакомство с простыми музыкальными инструментами, игра на них.

  -  Физкультурные упражнения и подвижные игры, направленные на развитие координации движений, чувства ритма, умения соотносить собственные действия с инструкцией взрослого. Коллективные игры способствуют развитию ранней социализации детей через эмоциональное и физическое общение со сверстниками и взрослыми.

  - Слушание и рассказывание сказок, рассказов, стихотворений, потешек - учат внимательно слушать взрослого, понимать смысл произведения, активизирует речь ребенка.

  - Логопедическая гимнастика, включающая простые логопедические упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе. Дыхательные упражнения для выработки правильного речевого дыхания проводится в профилактических целях и для предотвращения неправильной постановки звуков речи.

  - Психогимнастика используется в работе с детьми с целью психофизической разрядки, для обучения распознавать эмоции, которые проявляют окружающие люди, и управлять своим собственным настроением. Малыши приобретают первые навыки эмоциональной саморегуляции.

В результате развивающих занятий дети 3-4 лет:

   -  закрепят понятия величины (большой, маленький), цвета и формы предметов (круг, квадрат, треугольник, овал), научатся сравнивать предметы по размеру, по количеству приемами наложения и приложения:

  - научатся приемам работы с различными предметами: разбирать и собирать пяти-шести составные матрешки, пирамидки, складывать разрезные картинки, играть со вкладышами, с мозаикой, сооружать простые постройки из кубиков и др.:

  -  научатся различать правую и левую руку и ориентироваться справа, слева, впереди, позади, вверху, внизу:

  -  познакомятся с названиями животных и их детенышей, с названиями окружающих нас предметов, транспорта, профессий, научатся выполнять простые классификации и обобщения с понятиями:

  -  научатся внятно и выразительно произносить слова, отвечать на вопросы взрослых, составлять рассказ из 3-4 предложений, выучат некоторые буквы (правильно произносимые всеми детьми):

  - научатся играть в подвижные коллективные игры под музыку, соотносить слова и движения, познакомятся с музыкальными игрушками и научатся ими пользоваться:

  -  познакомятся с пальчиковыми играми, во время которых дети узнают новые стишки и потешки;

  -  во время творческой деятельности дети познакомятся с различным материалом (карандаши, краски, пластилин, бумага, тесто) и приемами их использования;

  -  появятся знания об эмоциях и их проявлениях в мимике, жестах, интонациях.

  - улучшатся память, внимание, мыслительные способности.

А также, в ходе занятий родители получат психолого-педагогические знания и рекомендации по вопросам воспитания и развития ребенка, научатся организовывать досуг ребенка, делая его не только эмоционально насыщенным, но и развивающим, самостоятельно делать игрушки для малыша из различных материалов, лепить, рисовать, выполнять аппликации вместе с ребенком, проводить подвижные игры, упражнения, игровые массажи, показывать театрализованную сказку на столе.