3-4 года - это период, когда решающее значение для развития ребенка оказывает игра.
Игры детей бывают разными. Это и сюжетно ролевые, и игры-драматизации, и игры с правилами - подвижные и настольные. Любая игра служит познанию мира, развивая мышление, память, внимание, двигательные навыки ребенка.
Посредством игры воспитывается интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим, а также развиваются представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности, умение находить характеристики и свойства предмета (форму, цвет, размер, вес, материал).
После 3-х лет большую роль начинает играть общение со сверстниками, которое разворачивается в процессе совместной игры. Играя вместе, дети учатся учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения. Для того чтобы общение ребенка со сверстниками и взрослыми приносило пользу и радость, ему очень важно научиться распознавать эмоции, которые проявляют окружающие его люди, и управлять своим собственным настроением.
Цель занятий по программе "Игра - это серьезно" - создание благоприятных условий для игровой деятельности ребенка, для общего психического, интеллектуального и личностного развития ребенка.
Задачи:
1. развитие интереса к различным видам игр;
3. развитие мышления (простейшие анализ, синтез, сравнение, исключение лишнего, причинно-следственные связи, временные представления);
5. развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
7. сенсорное развитие ребенка (формирование представлений об окружающем мире через разнообразные тактильные, зрительные, слуховые ощущения);
9. развитие творческого потенциала ребенка, знакомство с приемами работы с различными материалами;
10. развитие элементарных математических представлений.
В программе учитываются следующие принципы:
Первым принципом является игровое обучение детей. Почти весь процесс, обучения ребенка выстраивается в игре. Занятия по данной программе - это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание. Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжет органично вплетается система вопросов, задач, упражнений.
Второй принцип - личностно-ориентированный стиль общения с ребенком. Педагога - психолог в процессе игры, при выборе сложности заданий учитывает индивидуальные особенности каждого, уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития. На занятиях мы имеем возможность в игровой форме выявить индивидуальные способности, интересы каждого ребенка к конструированию, рисованию, лепке, аппликации, художественной литературе, музыке, природе и организовать занятия, учитывая интересы детей данной группы.
Третий принцип: Все игры и занятия вводятся "от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному". Если малыш с чем-то не справляется, задание упрощается до максимума. Сначала все задания выполняются вместе педагогом, а потом самостоятельно. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в "зоне ближайшего развития".
Пятый, один из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика занятий, является практическая направленность и активность. Психологами доказано, что усваивается ребенком только то знание, которое активно добывается в процессе интересной для него активной умственной и двигательной деятельности и которое можно применять в обычной жизни. Для закрепления мысли необходимо движение. Неподвижный ребенок не обучается!
- развивающие игрушки, предназначенные для данного возраста;
- методики Е. Даниловой (создание развивающих игр своими руками);
- логические блоки Дьенеша и методика Е.Н. Пановой. Никитина (развитие интеллекта, пространственных отношений);
- методики М.Г. Борисенко, Н. А. Лукиной (комплексные занятия по сказкам).
Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия -45 минут.
2. введение в игровую ситуацию, беседа, сказка:
3. дидактические, моторные игры (количество зависит от возраста):
4. творчество (лепка, рисование, аппликация, конструирование)
5. подведение итогов. Прощание.
Комплексное занятие включает в себя разные методы работы:
- Пальчиковая гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики рук. развитие речи и наглядно - действенного мышления. Игры на координацию движения со словом, на развитие силы голоса.
- Развивающие игры на развитие внимания, памяти, мышления, тактильных, слуховых и зрительных ощущений, на формирование представлений об окружающем мире, на формирование понятий о форме, цвете, величине.
- Рисование, лепка, аппликация - способствуют развитию творческих способностей, мелкой моторики, а также формируют у детей представление о свойствах материала (карандаши, краски, пластилин, тесто, бумага, клей) и знакомят с элементарными приемами их использования.
- Игровой массаж. Дети быстро запоминают стихи и песенки, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.
- Физкультурные упражнения и подвижные игры, направленные на развитие координации движений, чувства ритма, умения соотносить собственные действия с инструкцией взрослого. Коллективные игры способствуют развитию ранней социализации детей через эмоциональное и физическое общение со сверстниками и взрослыми.
- Логопедическая гимнастика, включающая простые логопедические упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе. Дыхательные упражнения для выработки правильного речевого дыхания проводится в профилактических целях и для предотвращения неправильной постановки звуков речи.
В результате развивающих занятий дети 3-4 лет:
- научатся приемам работы с различными предметами: разбирать и собирать пяти-шести составные матрешки, пирамидки, складывать разрезные картинки, играть со вкладышами, с мозаикой, сооружать простые постройки из кубиков и др.:
- познакомятся с названиями животных и их детенышей, с названиями окружающих нас предметов, транспорта, профессий, научатся выполнять простые классификации и обобщения с понятиями:
- научатся играть в подвижные коллективные игры под музыку, соотносить слова и движения, познакомятся с музыкальными игрушками и научатся ими пользоваться:
- познакомятся с пальчиковыми играми, во время которых дети узнают новые стишки и потешки;
- появятся знания об эмоциях и их проявлениях в мимике, жестах, интонациях.
- улучшатся память, внимание, мыслительные способности.
А также, в ходе занятий родители получат психолого-педагогические знания и рекомендации по вопросам воспитания и развития ребенка, научатся организовывать досуг ребенка, делая его не только эмоционально насыщенным, но и развивающим, самостоятельно делать игрушки для малыша из различных материалов, лепить, рисовать, выполнять аппликации вместе с ребенком, проводить подвижные игры, упражнения, игровые массажи, показывать театрализованную сказку на столе.